Тема: Лес и вода – родные брат и сестра.
Цель: создание педагогических условий, которые позволят расширить знания младших школьников в области экологии.
Задачи урока:
а) обучающие
-закрепить знания детей о значении леса и водоёмов, познакомить с тем, как человек влияет на природу;
б) развивающие
-организовать рефлексивную деятельность учащихся с использованием приема составление кластера, закрепить навыки работы в парах.
в) воспитательные
-воспитывать бережное отношение к природе;
-учить правильному поведению в природе;
-давать оценку возможных последствий своих поступков;
Оборудование: компьютер, иллюстрации «Живописные места нашей республики», лепестки цветика-семицветика с заданиями.
1.Загадки
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла … (весна)
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
В ночь –мороз
С утра – капель,
Значит на дворе…(апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет.
Угадай,
Что за месяц это? … (май)
Красива природа весной. Каждую весну мы видим чудо – чудо пробуждения природы. А что для вас весна?
2. Составление кластера «Весна». ( Весна – это свет, солнце, вода, зелень, воздух, тепло, птицы, ручьи, радость, счастье, красота, возрождение, первые цветы, подснежники, мать-и-мачеха, праздничное настроение… ) Слайд 3
-Назовите слова, которые являются объектами природы (солнце, вода, зелень, воздух, тепло, птицы, ручьи, первые цветы, подснежники, мать-и-мачеха). И всем этим пользуется человек.
3.Как прекрасна земля, а на ней человек (С.Есенин). Человек – это тоже часть природы. Наша природа богата. Слайд 4
-А когда человека можно назвать богатым?(когда есть здоровье. Его не купишь ни за какие деньги. Это самое большое и бесценное богатство человека.
-Как сохранить здоровье? От чего оно зависит? (От чистоты окружающей среды).
-А кто загрязняет окружающий нас мир? (Человек, люди)
-Каким образом? ( Фабрики, заводы, выбрасывают мусор, свалки) слайд 5
-А зачем нужны фабрики, заводы, машины? (для блага…)
- Но зачем человеку эти блага, если он теряет самое ценное – здоровье? Может не надо ничего строить…? ( надо устанавливать очистители, газоулавливатели, сохранять лесные угодья).
Вывод: Человек сам по себе существовать не может. Отбери у него воздух, землю – он погибнет. Человек – часть природы, часть нашей планеты. И чтобы человеку хорошо жилось, он ни на минуту не должен забывать, что всякое нарушение равновесия в природе непременно скажется на нем.
Пословица. «Лучше 10 раз прикинуть, чем один раз сделать». Как понимаете смысл пословицы?
Ответы детей. –можно так навредить природе, что исправить будет очень трудно, дорого и в некоторых случаях невозможно
Слайд 6.
4. …украшают землю. Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение». А.П. Чехов
-О чём говорит писатель?
-Какое слово пропущено в начале цитаты? (леса)
Лес не только украшение земли, но и подлинный друг здоровья людей.
Лес – это лёгкие Земли. Как вы это понимаете?
Люди давно поняли, что значит лес в жизни человека. Об этом говорят пословицы и поговорки.
5. Составить пословицу (работа в парах) слайд 7
Леса от ветра защищают, – голодному не быть.
Что в лесу родится урожаю помогают
Лес весной веселит, летом холодит больше снега – больше хлеба.
Больше леса – больше снега – будет хлеба боле.
Сажай лес в поле а вырастить – года.
Срубил дерево – дома пригодится.
Возле леса жить осенью питает, зимою согревает.
Сломить деревце – секунда
– посади два.
Лес богат витаминами.
6. Воздушные витамины
(Баночка с витаминами.) Кто пробовал витамины? В каком виде?
- А кто знает вкус воздушных витаминов?
- Какой воздух в лесу? Почему (большинство деревьев, кустарников, трав и цветов обладают способностью выделять особые вещества, которые называются фитонцидами. Фитонциды убивают микробы и бактерии, которые им вредят.)
- Как определить чистоту воздуха? (существуют специальные приборы)
Но может подсказать и сама природа.
Лишайники (веточки с лишайниками -показать) погибают, если воздух загрязнен. Если есть лишайники на деревьях, то можете не сомневаться, воздух чист.
Предки говорили- «Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.»
«Лес – друг здоровья человека». Не случайно санатории строятся в лесу.
7.В нашей стране площадь лесных угодий сокращается. Почему? Слайд 8
Запомните правило: Срубил дерево – посади два.
- Что мы сажаем, сажая леса?
Как ответит столяр? рабочий бумажного комбината? музыкант? агроном?
8. Лес и вода – родные брат и сестра.
Наши предки говорили, что «Лес и вода – родные брат и сестра»,
Как понимаете? Что значит вода для человека?
Какие ещё высказывания о лесе знаете? Леса – хранители вод», «Где лес, там вода», «Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт», «Лес водит реки», «Лес – собиратель и накопитель влаги».
Леонардо да Винчи сказал: «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле». Вода – поистине волшебство! Если масса человека - 60 кг, то в нем содержится 40л воды. Вода растворяет питательные вещества и разносит вместе с кровью по всему организму.
Вода также растворяет соли и прочие вредные вещества и выводит их.
Тест: Что вредит воде?" (назовите буквы)
а) Бытовой мусор, б) нефть
в) водные животные, г) отходы заводов
д) водные растения, ж) неисправный кран в доме
Вода так же прекрасно проводит тепло. Все водоёмы Земли вместе – это Мировой океан. Это что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли.
А надо ли охранять воду? Что вам известно об охране воды? ( надо строить очистные сооружения, экономить воду, контролировать уровень загрязнения воды, сажать и охранять растения по берегам водоемов.)
К сожалению, сегодня вырубаются леса, загрязняются реки, отравляется воздух. Но ещё не поздно помочь природе.
Задание: придумать и нарисовать запрещаюшие знаки (работа в парах).
Так же можно помочь природе, если соблюдать следующие правила: (каждый ребенок читает одно правило по цепочке)
Правила поведения в природе:
Не делай этого. Почему?
Не ломай ветви деревьев и кустарников Листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится.
Не повреждай кору деревьев Через ранку вытекает сок. Могут проникнуть микробы, деревья засыхают.
Не рви в лесу, на лугу цветов Красивые букеты можно составлять только из тех растений, которые выращивает человек.
Не сбивай грибы, даже если они несъедобные Грибы нужны в природе. Ими лечатся звери.
Не обрывай в лесу паутину, не убивай пауков.
Они нужны в природе.
Не лови бабочек, шмелей, стрекоз.
Не разоряй гнезда шмелей Они нужны в природе.
численность которых в последнее время повсеместно резко сократилось
Не разоряй муравейники.
они нужны в природе.
Не лови жуков, лягушек, головастиков.
они нужны в природе.
Не убивай змей Из их яда делают лекарства.
Не разоряй птичьи гнезда.
Птицы нужны природе
Не пускай свою собаку гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она может легко поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
Не шуми в лесу и парке Не пугай животных.
Не жги сухую траву Обгорают молодые ростки, подземные части растений, погибают насекомые
Не лови диких животных. Не уноси их домой . Такие попытки заканчиваются гибелью животных.
Не вытаптывай траву и почву, ходи по тропинкам.
Можете повредить редкие растения
10. Игра: «Цветик-семицветик( Вопросы на лепестках)
• Можно ли громко кричать в лесу? Почему?
• Почему говорят:»Лес и вода – родные брат и сестра?»
• Для кого лес – это дом?
• Как называются «воздушные витамины».
• Появились первые весенние цветы. Вы их увидели. Как поступите?
• Ты нечаянно сломал дерево. Что будешь делать?
• Почему возникают лесные пожары?
• Как называется заповедник в Коми Республике, где проводится научно-исследовательская и природоохранная деятельность? (Печоро-Илычский заповедник)
11. Итог урока
-назовите тему урока?
-кто провел урок не зря? Кого урок заставил задуматься?
Спасибо!
Теги: вода лес природа беречь